Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > МЫШЛЕНИЕ

МЫШЛЕНИЕ


Рассматривается психологами как один из видов отражения человеком особенностей окружающего мира. Это опосредованное отражение внешнего мира, которое опирается на впечатления от реальности. Базой для М. является усвоенное в той или иной мере знание. Сумма знаний является опорой для достоверного предвидения событий, дает возможность человеку в зависимости от количества усвоенных им знаний, умений и навыков правильно оперировать информацией, успешно строить свои планы и программы поведения.
Сам процесс М. способствует решению жизненных задач и поэтому рассматривается как самая важная человеческая деятельность, позволяющая изменять окружающий мир. М. поэтому рассматривается как деятельность по решению задач. Эта деятельность связана с использованием определенных операций: выделением существенных сторон анализируемых структур, соединением различных частей в разнообразных комбинациях в те конструкции, которые человек считает логичными.
Законы логики М. тождественны законам объективного мира. Поэтому знание логических законов означает овладение процессом ориентировки в сложных жизненных обстоятельствах.
Для организации правильного М. ребенка необходимо четко формулировать вопросы при общении с ним, поощрять его попытки сравнивать, сопоставлять различные предметы, явления, находить в них сходства и различия. Стиль М., его содержание, классы решаемых задач не одинаковы на разных этапах развития ребенка.
Для правильного развития М. необходимо, чтобы ребенок прошел последовательно все этапы, все стадии. Первая — наглядно-образное М. (до трех лет). Оно заключается в непосредственном оперировании вещами, в познании их в реальном взаимодействии. Ребенок как бы привязан к игрушке: рассматривает, разбирает ее для того, чтобы узнать, что находится у нее внутри. Наглядно-образное М. может включать и использование предмета-символа: девочка баюкает завернутую в тряпочку пирамидку, мальчик скачет верхом на палочке... К началу обучения в школе у ребенка формируется отвлеченное (абстрактное) М. Это уже оперирование не предметами и их символами, а понятиями и представлениями. Оно происходит на основе общепринятых правил, рассуждений, выводов и заключений. В целом освоение абстрактного М. дает ребенку возможность приобщиться к коллективному обучению, совместной с другими детьми трудовой деятельности.
Успешное формирование М.— ведущий фактор обучения и воспитания ребенка на всех этапах его развития.
См. также: Наблюдательность; Склонности; Способности; Умственное воспитание; Умение.