Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ОРГАНИЗМ ДЕТСКИЙ

ОРГАНИЗМ ДЕТСКИЙ


Часто вое принимают как уменьшенную копню взрослого — взрослый в миниатюре. Гораздо важнее качественные различия. Детский организм более хрупок и уязвим, но продолжающееся развитие обеспечивает ему более высокие, чем у взрослых, возможности компенсации.
Различны не только формы болезненной защиты организма (ребенок болеет в основном не теми болезнями и не так, как взрослый), но н реакции на лекарства. Чем меньше возраст, тем менее специализированы реакции организма: сильное переживание может вызвать подъем температуры, а, казалось бы, незначительное заболевание — расстройство сознания и судороги. Созревание организма, его органов и функций проходит несколько кризисных периодов, связанных с наиболее выраженными качественными перестройками. Это периоды 3, 7 лет и период половосо созревания, когда одни заболевания проявляются впервые или текут тяжелее, а другие, наоборот, исчезают или текут легче. В любом случае кризисные периоды требуют со стороны родителей повышенного внимания, той или иной помощи детскому организму.
Маленькие дети еще не знают об устройстве организма. Лишь на втором-третьем году жизни у них складывается «образ физического Я», который претерпит существенные изменения в подростковом возрасте. После 3 лет представления детей об устройстве тела, существующих органах, их расположении и функциях постепенно расширяются и обогащаются. Примерно к 9— 10 годам дети начинают связывать переживания своего самочувствия со знаниями об устройстве организма — вместо расплывчатого «плохо» или «скучно» появляются все более точные описания недомогания.
Ко времени окончания полового созревания строение организма и его основные функции принимают взрослый вид. Но понадобится еще несколько лет, чтобы разные стороны развития организма завершились полностью н объ-единились в системе взрослого организма.
См. также: Гигиена детей и подростков.