Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_528.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ПОСЛУШАНИЕ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ПОСЛУШАНИЕ

ПОСЛУШАНИЕ


Первая ступень дисциплинированности, которая тесно связана с формированием у детей нравственных понятий, с нравственным воспитанием личности.
П. вырабатывается у детей в самом раннем возрасте, поэтому лишь в дошкольном возрасте возможно активное формирование П. Однако это не значит, что необходимо добиваться любого подчинения малыша требованиям взрослого. Родителей может удовлетворить только активное П. детей, в основе которого в конечном итоге лежит сознательное выполнение требований, нравственные побуждения.
Воспитание П. начинается с осознания детьми таких элементарных понятий, как «можно» и «нельзя». Именно этими понятиями родители корректируют поведение ребенка, помогают ему вырабатывать правильную линию поведения, приобретать опыт общения с окружающими. Слово «нельзя» ребенок начинает понимать с 9—10-месячного возраста. Именно с этого времени, не злоупотребляя конечно, нужно прочно ввести это слово в практику воспитания.
Родители, прежде всего для себя, должны твердо определить систему «можно — нельзя» и неукоснительно придерживаться ее в общении с ребенком. К примеру, бабушка дорожит вазой, которая привлекает внимание 2-летнего внука. В семье знают об этом и не разрешают мальчику брать ее в руки. В конце концов ребенок, показывая иа вазу, сам говорит: с Нельзя». У него выработана реакция поведения в определенной ситуации. Выработать такую реакцию возможно лишь при постоянном разумном и требовательном родительском подходе к слову «нельзя». Ни в коем случае запрет не должен зависеть от настроения родителей. Малы-шу трудно понять, почему всегда было можно брать молоток, а сегодня папа не разрешает. В подобных случаях он, естественно, начинает капризничать, требовать, дело нередко доходит до конфликта.
Родителям необходимо совершенно твердо и сознательно придерживаться правила: только на неразумное детское «дай», «хочу» можно отвечать отказом, запретом. Все, что разумно и целесообразно, должно разрешаться; совершенно необходимо предоставлять ребенку возможность проявлять самостоятельность. Вместе с тем необходимо особо отметить, что в ситуациях постоянных и разнообразных запретов маленькие
дети становятся непослушными, у них возникает желание делать все наоборот. Если ребенка одергивают по каждому пустяку (якобы воспитывая у него П.), последствия такого воспитания бывают, как правило, отрицательными.
При педагогически неправильном подходе к воспитанию П. у детей развиваются негативные формы поведения: у одних появляются капризы, раздражительность, плаксивость, а то и агрессивность; у других — стеснительность, пугливость, нерешительность; возможно развитие нервных заболеваний. Если родители злоупотребляют запретами, ограничивают ребенка в движениях, тормозят его активность, вполне вероятно, что произойдет нервная сшибка, и тогда уже одними воспитательными мерами не обойтись.
Итак, П. совершенно необходимо для правильного формирования личности маленького ребенка. Однако с возрастом П. детей необходимо «переводить» в сознательное подчинение разумным требованиям взрослых, в дисциплинированное поведение. Безвольное П. подростка говорит о значительных издержках в его воспитании.
См. также: Дошкольник; Единство требований; Капризы; Неврозы у детей; Ранний возраст; Упрямство.