Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_556.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > РАЦИОНАЛИЗМ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > РАЦИОНАЛИЗМ

РАЦИОНАЛИЗМ


Рассудочное отношение к жизни, склонность действовать, относиться к окружающему исключительно с позиций требований разума и логики, подавляя влияние чувств.
Один девятиклассник написал в редакцию письмо: «Для меня нет такого понятия —- «гулять», нет такого понятия -- «смотреть телевизор»: я смотрю только те передачи, которые мне нужны для самообразования, и это для меня не развлечение, а работа. Я не понимаю, как это можно гулять просто так: нужна какая-то цель. Не должно быть ничего лишнего». Старшеклассники, которые и страстном стремлении к успеху согласны остудить свое сердце, в наши дни встречаются нередко. План жизни у них разработан по крайней мере на бли жайшие Ю лет: поступить в институт, затем в аспирантуру, защитить диссертацию, жениться, только став кандиду том, чтобы семья не помешала осуществить намеченное. Их не волнуют различные философские споры, возникаю шие среди молодежи,— о нравственном идеале человека, о доброте и самоотверженности. Они уверены, что разум, логика всегда подскажут правильное решение.
Ориентируя ребенка на рациона листический подход к жизни, родители думают, что это поможет ему добиться успеха, лучше реализовать свои способ ностн, а в результате обедняют эсте тические, нравственные переживании детей, которые являются естественным возбудителем работы мозга, Без интен сивности и глубины переживаний, без утонченности эмоциональных реакций невозможно творчество. Чувства акти визируют творческое воображение. Эмоциональная тупость и глухота ведут к тому, что мышление и фантазия не получают необходимых стимулов.
«В мысли без чувств,— писал В. Г. Бе лннскнй,— и в чувстве без мысли виден только порыв к сознанию, половина сознания, но еще не сознание: это машина, кое-как действующая половиною своих колес и потому действующая слабо и неверно».
Нравственные последствия ограни ченности эмоционального развития крайне опасны. Вокруг рационалиста возникает вакуум, утрачиваются нрав ственные связи между ним и другими людьми. Жизнь оборачивается псевдожизнью. Сознательный отказ от сопере живания горю и радости других людей, от душевных волнений, желание рационалиста, чтобы в его душе ничего не происходило, приводит к тому, что человек становится внутренне пуст. Роботизированный индивид все более теряет способность на душевное соприкосновение с другими людьми, его нравственно-психологический мир разрушается.
См. также: Нравственное воспитание; Юность.