Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_603.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > УБЕЖДЕНИЕ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > УБЕЖДЕНИЕ

УБЕЖДЕНИЕ


Имеет два значения: 1) как психологическое образование, форма сознания человека; 2) как метод воспитания, апеллирующий к сознанию человека.
У. как метод воспитания знакомит воспитанника с существующими нормами общественных отношений н склоняет его к поступкам, соответствующим этим нормам.
Ознакомить человека с какой-либо информацией (в том числе и о существующих нормах отношения) можно посредством слова, устного или письменного. Так как слово одновременно действует на разум и эмоции ребенка, то характер убеждающего слова родителей «двухканальный»: во-первых, слово, обращенное к разуму ребенка, должно быть понятно, аргументиро ванно; во-вторых, слово эмоционально, интонационно, насыщенно и создает «поле эмоционального заряжения» для ребенка.
Метод У. не существует изолированно и вполне самостоятельно. Он сопровождает метод упражнения (приучения), формирующий у ребенка правильные общественно значимые поведенческие привычки. У. должно основываться на практическом поведенческом опыте. Оторванное от конкретной жизни, а значит, и непонятное для ребенка, слово формирует лицемерие, цинизм. В соотношении У. н упражнения примат принадлежит именно упражнению. Но без разъясняющего, указывающего на значение и смысл общепринятых норм слова метод упражнения превращается в примитивный тренинг. В воспитании же старшеклассника роль У. значительно повышается в силу того, что
развивается разум старшеклассника, его воля и эмоции достигают большей устойчивости.
В семейнбм воспитании У. выступает в форме аргументации, довода в пользу сказанного. Например: «Вещи всегда следует убирать на место, чтобы никого не обременять дополнительной работой и самому не тратить попусту время на поиски».
У. принимает форму реплики, оценки окружающих явлений, высказанной в присутствии ребенка.
Тонким и скрытым воздействием служит печатное слово, вовремя предложенное детям: подаренная книга, вырезанная из газеты статья, положенный на видное место журнал. Воздействие напрямую здесь неуместно. Лучше: «Посмотри — мне интересно знать твое мнение!»
Беседа о жизни и ее проблемах, специальные обсуждения проблем самого ребенка — достаточно редкая форма. Такое возникает чаще всего непредсказуемо, не ради «воспитания». В этой беседе должны быть заинтересованы как родители, так и дети. Их интерес как бы на равных. Тогда данная форма дает воспитательный результат.
Если в жизни ребенка У. н упражнение как методы воспитания всегда идут рядом и в окружающей ребенка действительности слово и дело не расходятся, то создается благоприятная почва для формирования у ребенка У. как формы сознания, отражающей уверенность его в истинности и ценности норм, принципов, правил, идеалов. Только при таких условиях метод У. приводит к убежденности как черте характера.
Ранняя юность — пора, когда У. принимают свой завершенный вид. Но сам процесс формирования У. длительный и началом своим имеет раннее детство. когда слово начинает восприниматься в его значении. Поэтому метод У. не имеет возрастных границ. Он лишь изменяет конкретность, свойственную слову, обращенному к маленькому ребенку, и приобретает свой обобщенный вид, когда слово направлено к разуму подростка и юноши.
См. также: Беседа; Приучение, уп ражнение; Цинизм.