Мужчина, женщина, семья

Психологические особенности мужчин и женщин
Психосексуальное развитие
Секс и супружество
Сложный путь любви
Развод: фантомы и вымыслы


Родители и дети

Психические особенности детей разного возраста
Вызывающее поведение детей
Техника семейного воспитания
Помощь ребёнку в учёбе
Чем занять ребёнка дома?
Словарь семейного воспитания

Половое воспитание детей

Половое воспитание (основы)
Половое воспитание и психогигиена пола у детей


Наш опрос

Детям в Белгороде

Хорошо
Детских садов мало
Нехватает семейного воспитания
Нужно больше организаций досуга

Архив новостей

Апрель 2009 (2)
Март 2009 (442)

Счетчики

    Rambler's Top100

Подросток - принятие решения о карьере

Категория: Психические особенности детей разного возраста | Просмотров: 3681

«...Главным руководителем, который должен нас направлять при выборе профессии, является благо человечества и наше собственное совершенствование»
(Маркс К. Размышления юноши при выборе профессии)
Будущая жизнь интересует старшеклассников в первую очередь с точки зрения профессиональной. Они достаточно нейтрально, без особого энтузиазма, обсуждают семейные вопросы, зато четко излагают свои соображения по проблемам общественного разделения труда (о престижных и непрестижных профессиях, о желаемой заработной плате и т. п.). Ранняя юность — это время конкретной проработки жизненных планов, которые в расплывчатом виде формируются к концу 9 класса. Формула личного благоденствия «пойду учиться в 10-й, а потом в институт» должна «обрасти» существенными деталями: «В какой институт?..». Человек должен знать, чего он хочет в будущем, потому что, когда человек «знает будущее», настоящее (приобретает смысл), становится конкретной ступенькой, шагом к нему.
Неопределенное будущее не дает возможности двигаться вперед и снижает устойчивость «Я» (снижает способность противостоять единственной определенности — смерти). «В целом можно сказать, что более всего беспокоит молодых людей неспособность установить профессиональную идентичность» (Эрик Эриксон) [115]. Несложившаяся профессиональная идентичность препятствует вхождению юноши в пору зрелости. Юноша, неуверенный в своей идентичности (плохо понимающий свое призвание), избегает межличностной интимности или же бросается в беспорядочные интимные контакты без настоящего единения. Для вступления в действительно полноценные интимные отношения с девушкой, с женщиной (я имею в виду уже юношей 18-24 лет) нужны очень мощные внутренние ресурсы. Некоторые дамы «за километр» чувствуют это сильное мужское «Я» (т. е. хорошее понимание себя и целостное мироощущение) и не дают «засиживаться» таким юношам.
Подчинение своей настоящей жизни будущей цели — одно из центральных новообразований ранней юности. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой привлекательной профессии. Учащийся средних классов слабо ощущает течение времени. Из всех измерений времени самым важным для него остается «сейчас» (настоящее). Будущее представляется ему только в самом общем виде. С возрастом прежде всего увеличивается субъективная скорость течения времени. Антон Семенович Макаренко писал: «Чем старше возраст, тем дальше отодвигается обязательная грань... перспективы. У юноши 15-16 лет близкая перспектива уже не имеет такого большого значения, как у подростка в 12-13 лет». Дети не живут отдаленной перспективой: она их не мотивирует (см. раздел «Младший школьник»). Юноша приобретает способность думать о будущем. Способность отсрочить непосредственное удовлетворение, трудиться ради будущего, не ожидая немедленной награды, — один из главных показателей морально-психологической зрелости личности [44].
Можно нарисовать два крайних (черно-белых) варианта развития личности в ранней юности в зависимости от степени решенности вопросов профессионального самоопределения. Первый — это когда происходят быстрые, скачкообразные изменения в позитивном направлении. Родители вчерашнего подростка вдруг обнаруживают, что перед ними юноша с высоким уровнем саморегуляции поведения, с хорошим сильным «Я» (без срывов), который четко определяет свои жизненные цели и настойчиво стремится к их достижению. (Однако, при высокой производительности и самодисциплине у целеустремленных юношей страдает развитие рефлексии и эмоциональной сферы!) Второй (полярный) вариант развития личности — это юношеский инфантилизм (сопротивление пониманию неотвратимости будущего), сопровождающийся сохранением в психике и поведении особенностей, присущих предшествующему возрасту (Юношеский инфантилизм — это, собственно говоря, уже и не развитие). Юноши с фактической «остановкой времени» отличаются наивностью, беспечностью, склонностью к игровым интересам, к постоянной смене впечатлений, стремлением к удовольствиям, несамостоятельностью, неспособностью к волевым усилиям. Главные черты молодых «инфантилов» — неумение думать о других и уверенность в том, что родители должны чуть ли не до старости содержать их. Их жизнь протекает под лозунгом: «Больше зрелищ!» (сенсорный голод). Отмена дискотеки в субботу для них гораздо большее горе, чем «тройка» в аттестате зрелости по основному предмету. К серьезному анализу собственного положения и планомерной работе над собой они не готовы. Они не привыкли «рефлексивно страдать» и поэтому возлагают на других ответственность за решение проблем своего самоопределения.

Подробнее

Родителям абитуриентов посвящается (внушение специалиста)

Категория: Психические особенности детей разного возраста | Просмотров: 3347

Как в чаще, 
В юности тревожной, 
Не глядя слишком далеко, 
О жизни думается сложно, 
А совершается легко.

Зато теперь, 
Как в старой роще, 
Просторней стало и видней. 
О жизни думается проще, 
А совершается трудней.
(Василий Федоров)
Все поступившие в ВУЗ юноши и девушки сначала кажутся вполне счастливыми. Но у тех, кто выбрал профессию не вполне продуманно, в дальнейшем начинают возникать трудности: одни не справляются с учебой, другие вообще теряют всякий смысл, разочаровываются в специальности и ВУЗе. (Вот когда вскрывается плохая информированность оптанта!) На вопрос «Если бы вы снова стали выбирать профессию, то повторили бы свой выбор?..» отрицательный и неопределенный ответ дает треть опрошенных студентов (а в некоторых ВУЗах — больше половины) [44]. Причем, к старшим курсам число неудовлетворенных студентов не сокращается, а растет. Одни поступили близко к дому, вторые обманули себя престижем. Те и другие просто продлили период профориентации на 5 лет, и им теперь снова придется делать выбор.
«В нашем бюро сорок студентов вырезывают вырезки, и оно учреждено по мысли и под покровительством Государыни Императрицы»
(Розанов В. В. Опавшие листья)
Большую сумятицу в планы молодежи вносили и будут вносить соображения престижа. Динамика престижа профессий — «дело тонкое». В 1980-х годах резко упали конкурсы в инженерные ВУЗы («Если некуда идти, то иди в АЛТИ») и повысились — в торговые, что можно было объяснить материальными трудностями в стране и многолетней недооценкой инженерного труда. В начале 90-х годов диплом о торговом образовании воспринимался как шутка, как квалификация на уровне «хозяйки усадьбы» (Если ты хочешь торговать, то торгуй, зачем тебе торговый диплом?..). После дефолта 1998 года уже бизнесмены старались определить своих детей в газовые, лесные и другие технические ВУЗы страны (экспортных отраслей народного хозяйства), и конкурс в АЛТИ (АГТУ) взлетел с двух до 10-ти человек на место. В начале 90-х годов все хотели быть менеджерами и юристами; в начале 2000-х — конкурсы на гуманитарные факультеты (инфак, журфак, психфак) в 2 раза превысили конкурсы в управленческие ВУЗы. Тут, как головой ни крути, но если поступаешь из соображений престижа, то через 5 лет точно останешься недовольным своим выбором.
Старшекласснику трудно ориентироваться в мире профессий, поскольку в основе его отношения к профессии лежит не его собственный (выстраданный), а чужой (абстрактный) опыт: сведения, полученные из средств массовой информации, от родителей, учителей, знакомых и т. п. В ранней юности человеку кажется, что он сам выбирает свой жизненный путь, хотя, на самом деле, здесь совершается так называемый суггестивный выбор профессии (от слова «суггестия» — внушение). Наслушавшись друзей и насмотревшись телевизора, юноши и девушки внушают себе свой выбор (уговаривают себя своим выбором). Их согревают романтические картинки, главным образом касающиеся их будущего статуса, а не содержания труда. Они слабо представляют себе содержание труда и очень надеются, что именно этот выбор станет их призванием. (Так выбирает большинство из нас, когда выбирает в первый раз [16].)

Подробнее

Семья.)

Словарь семейного воспитания

» Центр Начало
Адрес: ул. Некрасова д.2Телефон: 8-910-224-83-74Время работы: с 8.00 до 21.00

» Дейл Карнеги - отец забывает
Слушай, сынок: говорю это, когда ты спишь, положив свою лапку под щеку. Светлые кудряшки прилипли к твоему влажному лобику. Я прокрался в твою комнату один. Несколько минут тому назад, когда я читал в ...

» Младенческий возраст
«Проблему нельзя решить на том уровне сознания, на котором она возникла».(Альберт Эйнштейн)• Режим сна• Вскармливание грудью• Правильное питание кормящей матери• Гигиена ребенка&bu ...