Мужчина, женщина, семья

Психологические особенности мужчин и женщин
Психосексуальное развитие
Секс и супружество
Сложный путь любви
Развод: фантомы и вымыслы


Родители и дети

Психические особенности детей разного возраста
Вызывающее поведение детей
Техника семейного воспитания
Помощь ребёнку в учёбе
Чем занять ребёнка дома?
Словарь семейного воспитания

Половое воспитание детей

Половое воспитание (основы)
Половое воспитание и психогигиена пола у детей


Наш опрос

Детям в Белгороде

Хорошо
Детских садов мало
Нехватает семейного воспитания
Нужно больше организаций досуга

Архив новостей

Апрель 2009 (2)
Март 2009 (442)

Счетчики

    Rambler's Top100

Три столпа успешного воспитания

Категория: Техника семейного воспитания | Просмотров: 4897

«Нежелательные формы поведения легко могли бы исчезнуть, если бы те, кому доверен процесс воспитания, осуществляли его правильно и не были вынуждены наказывать за то, что они сами вначале непроизвольно поощряли»
(Б. Ф. Скиннер)
Ничто не может с такой силой повлиять на правильное (нужное нам) поведение ребенка как наглядный родительский образец.
— Она совершенно ничего не читает.
— А какая у нее оценка ?..
— Учительница начальных классов ставит «пятерку».
— Тогда почему вы решили, что она ничего не читает?..
— Ну, она ничего не читает дополнительно.
— А вы сами много читаете?..
— Мне некогда читать, я работаю.
(записано в 2001 году)
Не следует думать, что мы воспитываем ребенка, только когда делаем ему внушение. (С возрастом дети вообще закрываются для назиданий и поучений.) Когда родители сами то и дело уклоняются от внушаемых ребенку предписаний, им не следует жаловаться, что ребенок ведет себя так же. Это относится ко всем сферам жизни взрослых и, в первую очередь, к нашей манере говорить. Язык — это душа человека («Сначала было слово»). Дети пристально следят за разговором родителей, особенно во время вечеринок. Обладающая речевой культурой семья формирует у ребенка тот же тип общения. Хороший язык родителей запомнится ребенку. Он будет ему естественно подражать, поскольку почти не знает другого. Если родители ссорятся, прибегая к весьма крепким выражениям, трудно иного ожидать от ребенка. Недисциплинированная с точки зрения речевой культуры семья получит в своем ребенке слепок своих недостатков в общении.
«Посеешь поступок — пожнешь привычку». Многие привычки культурного поведения (вежливость, внимательность, взаимная сдержанность) складываются по этому алгоритму. Ребенок усваивает тон разговора взрослых. Если отец считает необходимым поблагодарить сына за то, что тот по его просьбе принес ему книгу, подал нужный инструмент, то и сын совершенно естественно начнет вести себя так же. Трудно требовать от ребенка опрятности, организованности, пунктуальности, если родители не следят за своим внешним видом и действуют некорректно по отношению к окружающим. Из безобидных, на первый взгляд, недостатков вырастают достаточно отрицательные черты личности. Согласитесь, что мало удовольствия приносит общение с человеком, который вмешивается в разговор, перебивая говорящего, который смеется над промахами и недостатками других, который, не спрашивая вашего согласия, переходит на «ты» (и мусор выбрасывает себе под ноги, там, где стоит!).
— Я об него всю руку отбила. Осталось полгода до окончания школы, а он до сих пор не определился, куда поступить. Или сидит дома «видик» смотрит, или бродит по деревне в компании таких же. У них в голове один ветер дует. Пальцем не хотят пошевелить. Вот мы в свое время...
— А у него была мечта?.. Чего-то он хотел сильно-сильно?..
— Ясное дело, мотоцикл он хотел. Да где ж его взять при наших зарплатах?..
— А у вас есть корова ?..
— Ничего у нас нет. У нас и так дел невпроворот. Вот дом разваливается, надо что-то делать...
(записано в 1996 году)

Подробнее

Правила наказания ребенка

Категория: Техника семейного воспитания | Просмотров: 5702

«Если твои планы рассчитаны на год, сей рожь, если на десятилетия — сажай деревья, если на века — воспитывай детей»
(Народная мудрость)
Ребенок приходит в мир с огромным запасом энергии, широкими познавательными интересами и богатым ассортиментом индивидуальных потребностей (с одной стороны). С другой стороны, он обладает неразвитыми моторными навыками, слабой волей и ограниченными представлениями о добре и зле. По этой причине его развитие обязательно сопровождается бесконечной вереницей различных оплошностей и дурных поступков, что постоянно провоцирует родителей на конфликт. Родители, со своей стороны, постигают секреты воспитания ребенка в процессе непосредственного опыта. Приобретение этого опыта сопряжено с недостаточным пониманием проблем ребенка в ответственные моменты его развития. Родители становятся опытными «после ребенка». Наиболее распространенными родительскими ошибками являются решение личных проблем посредством ребенка (1), решение супружеских проблем через ребенка (2), неправильные реакции по правильному поводу (3).
«За обедом Жан получил шлепок: он нарочно ложкой выливал компот на стол. За ужином он опять начал выливать компот, но на этот раз заслужил лишь слова: «Ох, какой ты плохой». — и... поцелуй. Оказывается его мама решила изменить метод воспитания. Она только что прочитала в журнале заметку на педагогическую тему и приняла решение отныне никогда не наказывать ребенка, а единственным ее методом будет только воспитание мягкостью. На следующий день Жан опять пролил компот. К несчастью мама не выдержала, и малыш снова получил шлепок. Как говорят утро вечера мудренее, и возможно, мать Жана снова пересмотрела свои педагогические взгляды, вернулась к воспитанию силой».
(Лоране Пэрну. Я воспитываю ребенка)

Подробнее

Содействие родителей умственному и физическому развитию ребенка - о соблюдении режима учебы и отдыха

Категория: Техника семейного воспитания | Просмотров: 3623

Успешность учения в значительной степени зависит от состояния ребенка. Очень важно поддерживать в нем активность и бодрость. Это достигается, в первую очередь, рациональным чередованием труда и отдыха, продолжительностью сна и пребыванием на свежем воздухе. Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побыв на улице 1,5-2 часа. Всего ребенок (любого возраста) должен «вентилировать легкие» не менее трех часов в сутки [62]. (Хорошая вентиляция легких необходима для того, чтобы организм получал достаточно кислорода; иначе не избежать неблагоприятных явлений: сниженной работоспособности, малой устойчивости к заболеваниям, головных болей.) Тем, кто учится во вторую смену, рекомендуется готовить уроки утром, позавтракав и погуляв на свежем воздухе хотя бы полчаса.
Потребность в сне составляет в 10-12 лет — 9-10 часов, в 13-14 лет — 9-9,5 часов, в 15-16 лет — не менее 8,5 часов. Ко сну ребенка необходимо готовить заблаговременно, еще до того, как он лег в постель (т. е. избегать всего, что может его будоражить физически или умственно). Родители подростков знают, как трудно уложить спать ребенка и как трудно его поднять утром. Особенно характерны злоупотребления бодрствованием в старших классах. Некоторые юноши, склонные к переоценке своих сил и возможностей, любят импровизировать с режимом дня, устраивать себе регулярную передозировку умственных и физических нагрузок, пренебрегая сном. Это вызывает самые неблагоприятные последствия, вплоть до развития симптомов перетренировки (и полного нервного истощения). Именно в 15-17 лет многие из будущих гипертоников впервые знакомятся со своей главной психосоматической проблемой.

Подробнее

Содействие родителей умственному и физическому развитию ребенка - об осанке

Категория: Техника семейного воспитания | Просмотров: 3718

Очень важно воспитать у подростка правильную осанку. Это необходимо по двум основным причинам. Во-первых, при правильной осанке все внутренние органы находятся в наиболее удобный условиях; во-вторых, движения человека становятся максимально естественными, экономичными и результативными. Например, сутулость и впалая грудь затрудняют работу сердца и легких, а это приводит к тому, что организм получает недостаточно кислорода; отсюда — повышенная утомляемость и раздражительность. Воспитывать правильную осанку можно физическими упражнениями и постоянным контролем за соблюдением правильной позы во время еды, на уроке и дома — при выполнении домашних заданий, чтении книг (некоторые подростки любят читать полулежа, что вредно), в трудовой деятельности, на прогулке. Если к подростковому возрасту вы не смогли научить сына, дочь самостоятельно следить за своей позой, вам на некоторое время придется сохранить за собой роль контролеров. Все возможные нарушения позы необходимо исправлять сразу же, но не ругая ребенка, а аргументируя свою просьбу «выпрямиться».

Подробнее

Содействие родителей умственному и физическому развитию ребенка - о закаливании и зарядке

Категория: Техника семейного воспитания | Просмотров: 3508

Понятно, сколь важно научить организм ребенка приспосабливаться к неблагоприятным воздействиям внешней среды (переносить без вреда для здоровья резкие ее колебания). Нашим помощником в этой науке является закаливание. Основные средства его — это естественные факторы: вода и воздух определенной температуры, солнечные лучи. Основные правила закаливания — последовательность, постепенность и непрерывность (плюс разнообразие средств и методов). Принципиально важная особенность состояния закаленности — его обратимый характер: нельзя закалиться «про запас» и «на всю оставшуюся жизнь», так как уровень устойчивости к холоду поддерживается регулярным выполнением закаливающих процедур. Стоит их прекратить, и устойчивость к охлаждению довольно быстро снижается [62].
При закаливании происходит попеременное сужение и расширение сосудов различных областей кожи, что оказывает тренирующее воздействие на центры терморегуляции; при этом организм совершенствуется в умении вырабатывать больше тепла, а при необходимости отдавать это тепло. Благодаря закаливанию не только повышается иммунитет ребенка, но и улучшается состояние его кожи, повышается тонус мышц. В целом, значительно повышается устойчивость к инфекциям. Начинать закаливание никогда не поздно, даже взрослому человеку.

Подробнее

Содействие родителей умственному и физическому развитию ребенка - о структурировании учебных задач

Категория: Техника семейного воспитания | Просмотров: 4474

Следующим фактором содействия ребенку является непосредственная «техническая» (алгоритмическая) помощь родителей в решении конкретных учебных задач. Родители лучше, чем кто бы то ни было, знают, сколько времени тратит их сын или дочь на приготовление домашних заданий. Если это время больше положенного или если КПД от домашних стараний ребенка (выраженный в школьных оценках) почему-то «оставляет желать», взрослым следует обеспокоиться и выяснить в чем дело. Там, где не было проблем со школьной готовностью (в целом), речь, скорее всего, идет о несформированности какого-то специального учебного навыка, отсутствие которого именно в этот момент начало тормозить развитие ребенка.

Подробнее

Содействие родителей умственному и физическому развитию ребенка - о поддержке увлечений ребенка и соблюдении сензитивных периодов

Категория: Техника семейного воспитания | Просмотров: 4183

Сензитивный период — период времени, в течение которого организм чувствителен к определенным формам стимуляции, и физиологически и психологически готов к усвоению определенных реакций или определенного типа знания.
(Артур Ребер. Большой толковый психологический словарь)
Самое важное в технике семейного воспитания — это своевременное положительное подкрепление полезных инициатив. Отрицательное подкрепление имеет неоценимое значение для развития самосознания ребенка, но оно не формирует цели в жизни, не развивает тяги к познанию, а без решения этих задач весь педагогический процесс лишается смысла. Если ребенок начал стряпать на кухне или связал вам в подарок первый в своей жизни шарф, вы просто обязаны употребить все эти предметы и продукты максимально по назначению: заносить их до дыр или потребовать добавки («Я требую продолжения банкета!»). С возрастом увлечения ребенка приобретают более серьезный характер. Подростки могут придумывать себе занятия, исчерпывающие ресурсы организма, препятствующие нормальному физическому, умственному или личностному развитию. Взять хотя бы компьютерные игры сутками напролет. (Не зря говорят, что все хорошо в меру.) Не следует торопиться «апгрейдивать» (upgrade) домашний компьютер, пока ваш ребенок не понял его прямого назначения и увлекается только играми. Так же, как видеосказки и видеомультики в дошкольном возрасте, виртуальные «стрелялки», «бродилки» в подростковом ничего не развивают (кроме специальных навыков и умений, востребованных в самой игре). Видимо, имеет смысл договориться с ребенком, что дополнительное время на компьютере он будет получать только в том случае, когда речь пойдет о развитии пользовательских навыков и умений (составление таблиц, написание рефератов, общение с друзьями в ИНТЕРНЕТЕ и т. п.). Компьютер, помимо всего прочего, разрушает иммунитет ребенка, поэтому время, проведенное возле такой серьезной машины, должно быть потрачено с максимальной пользой.

Подробнее

Содействие родителей умственному и физическому развитию ребенка - моральное воспитание

Категория: Техника семейного воспитания | Просмотров: 4466

«Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на складенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку. С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его. Раскольников сидел, смотрел неподвижно, не отрываясь; мысль его переходила в грёзы, в созерцание; он ни о чем не думал, но какая-то тоска волновала его и мучила».
(Достоевский Ф. М. Преступление и наказание)
Выготский Л. С. рассматривал культурное развитие как особый тип развития, отличный от физиологического и интеллектуального. Суть культурного развития состоит в овладении человеком процессами собственного поведения. Возможное несоответствие параметров развития (физиологического, интеллектуального и культурного) обозначается понятием «паспортный возраст» (Мол, по паспорту ему 16-ть, а по сути — не более 14-ти). Содержанием культурного развития является возникновение новых социальных и духовных потребностей, в том числе развитая мораль! Морально зрелый человек руководствуется в своих поступках не страхом наказаний, а соображениями высшей социальной справедливости.
Морально зрелый человек значительно более требователен к себе, нежели к другим. Осуждая дурные поступки других, он не торопится выносить окончательный вердикт (старается войти в положение «оступившегося», найти смягчающие обстоятельства). Он понимает, что нельзя судить о моральном состоянии другого человека по одной его оплошности, что поведение людей любого возраста в морально-проблемных ситуациях сильно зависит от наличия у них соответствующего опыта, что человек, «спасовавший» по первому разу, в следующий раз может реабилитироваться, так как будет уже (морально) готов к повторению испытания. Нравственно зрелый человек не может однозначно рассудить моральную дилемму другого человека (хорошо это или плохо, и как поступить?..), потому что одно и то же действие по-разному оценивается в зависимости от его контекста, последствий и мотивов.

Подробнее

Содействие родителей умственному и физическому развитию ребенка - преодоление родительской невыдержанности (или сознательная работа над собой)

Категория: Техника семейного воспитания | Просмотров: 3891

«Некоторые люди подобны колбасам: чем их начиняют, то они в себе и носят».
(Козьма Прутков)
Техника семейного воспитания не является чем-то объемным и сложным, когда родители знают возрастную периодизацию и психические особенности детей разного возраста. Главную сложность в воспитательном процессе для сознательных родителей составляет преодоление себя, т. е. преодоление беспрерывных наставнических реакций и избавление от элементарной родительской невыдержанности. Очень хочется навязать ребенку лучшее из того, что он может выбрать сам. Очень хочется поруководить ребенком в те моменты, когда он не особенно оптимально строит свои коммуникации со сверстниками (дать совет прямо по ходу их общения). «Непреодолимое» стремление к совершенству — опасный помощник тревожных родителей. Лишая детей инициативы, мы, в лучшем случае, способствуем развитию их инфантилизма и конфликтной самооценки. Позволить ребенку общаться самому и решать самому — это проявление родительской мудрости и нормальной человеческой культуры. Подростку и юноше вообще не объявляют готовых решений: подростку всегда предлагают на выбор (альтернатива создает ощущение свободы), а с юношей на равных советуются.
— Вас послушать, так это она должна решать, в какие дни недели мыть полы?..! Так я вам скажу: она их помоет в субботу и воскресенье! 
— Да, и имеет полное на это право.
(записано в 1999 году)

Подробнее

Дейл Карнеги - отец забывает

Категория: Техника семейного воспитания | Просмотров: 16567

Слушай, сынок: говорю это, когда ты спишь, положив свою лапку под щеку. Светлые кудряшки прилипли к твоему влажному лобику. Я прокрался в твою комнату один. Несколько минут тому назад, когда я читал в библиотеке газету, на меня нахлынула волна жгучего раскаяния. С чувством вины и пришел я к твоей кроватке.
Вот о чем я думал, сыночек: я был на тебя сердит утром, выбранил тебя, когда ты собирался в школу, так как вместо того, чтобы умыться как положено, ты только провел полотенцем по своему лицу. Я дал тебе нагоняй за то, что ты не почистил свои ботинки, сердито закричал на тебя, когда ты уронил что-то на пол.
За завтраком тоже не оставлял тебя в покое.

Подробнее

Литература

Категория: Техника семейного воспитания | Просмотров: 5300

КОРОТКИЙ Вадим Игоревич

Основы семейной психопедагогики (курс лекций)
1. См. http: // www.Fw.Ru / Analytic / Rnd - Table / 3-99. Html.
2. См. http://www.mama.ru/sonya/razvod01.htm
3. См. Абрамова Г. С. Возрастная психология. — Екатеринбург, 2000.
4. См. Адлер А. Индивидуальная психология. / Теории личности в западно-европейской и американской психологии. — Самара, 1996.
5. См. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Том 1. — М., 1980.
6. См. Анджелис Б. Секреты о мужчинах, которые должна знать каждая женщина. — М., 1997.
7. См. Анцупов А. Я. Шипилов А. И. Конфликтология. — М., 1999.
8. См. Арнольд О. Слабые мужчины, сильные женщины. / Семья и школа. 1995, № 9.
9. См. Ассаджоли Р. Психосинтез. — М., 1997.
10. См. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. — М.,1998.
11. См. Безруких М. Я и другие Я. — М.,1991.
12. См. Берн Ш. Секреты психологии мужчины и женщины. — М., 2001.
13. См. Берн Э. Игры, в которые играют люди. — Л.,1992.
14. См. Бернс Р. Развитие позитивного самовосприятия //Психологическое консультирование в школе/ Составитель Коптева Н.В. — Пермь, 1993.
15. См. Бойко В. В. Если ты мать и жена. — М., 1991.
16. См. Борисова Е. М. Логинова Г. П. Индивидуально для каждогость и профессия. — М., 1991.
17. См. Ботвин К. Есть ли секс в браке. — М.,1998.
.....

Подробнее

Семья.)

Словарь семейного воспитания

» Центр Начало
Адрес: ул. Некрасова д.2Телефон: 8-910-224-83-74Время работы: с 8.00 до 21.00

» Дейл Карнеги - отец забывает
Слушай, сынок: говорю это, когда ты спишь, положив свою лапку под щеку. Светлые кудряшки прилипли к твоему влажному лобику. Я прокрался в твою комнату один. Несколько минут тому назад, когда я читал в ...

» Младенческий возраст
«Проблему нельзя решить на том уровне сознания, на котором она возникла».(Альберт Эйнштейн)• Режим сна• Вскармливание грудью• Правильное питание кормящей матери• Гигиена ребенка&bu ...