Мужчина, женщина, семья

Психологические особенности мужчин и женщин
Психосексуальное развитие
Секс и супружество
Сложный путь любви
Развод: фантомы и вымыслы


Родители и дети

Психические особенности детей разного возраста
Вызывающее поведение детей
Техника семейного воспитания
Помощь ребёнку в учёбе
Чем занять ребёнка дома?
Словарь семейного воспитания

Половое воспитание детей

Половое воспитание (основы)
Половое воспитание и психогигиена пола у детей


Наш опрос

Детям в Белгороде

Хорошо
Детских садов мало
Нехватает семейного воспитания
Нужно больше организаций досуга

Архив новостей

Апрель 2009 (2)
Март 2009 (442)

Счетчики

    Rambler's Top100

НЕГАТИВИЗМ ДЕТСКИЙ

Категория: Словарь семейного воспитания



Выраженное в поведении ребенка неприятие чего-либо. Это может быть отказ, протест, сопротивление и даже противодействие влиянию и воздействию взрослых. Такое поведение кажется немотивированным, обычно его объясняют упрямством и воспринимают как нежелательное отклонение. Однако негативная форма поведения может быть свойственна детям и как психологическая норма в периоды «кризисов» возрастного развития. Первый из них отмечается в возрасте двух-трех лет, когда у ребенка возникает потребность в самостоятельности и самоутверждении. Она проявляется на доступном ему уровне: он нарушает запреты, говорит «нет», если от него ждут «да», протестует против излишней опеки («Я сам!») и вообще делает все наперекор. Активные проявления протеста и своеволие присущи де тям более энергичным и самолюбивым.
Проявления Н. д. у ребенка в любом возрасте должны служить сигналом дли родителей о необходимости изменить прежнее отношение к нему — в сторону укрепления и развития его самостоя тельности. Однако часто взрослые пы таются «исправить» ребенка грубым подавлением его попыток и наказаниями. Это приводит к закреплению негативных форм поведения и дает начало формированию негативизма как черты характера. Она является уже отклонением в психическом развитии ребенка и развивается как единственно доступ ный ему способ защиты своего детского «Я» от чрезмерного давления или опеки со стороны взрослых.
У подростка негативные формы по ведения еще острее выражают потребность в самоутверждении. И если родители не захотят признать его орав на самостоятельность и уважение, не смо гут рационально изменить свое обращение с ним, у него надолго сохранится негативизм именно в отношении к ним, либо может перейти в привычное упрямство, то есть в немотивированное сопротивление воздействиям извне. У детей менее энергичных негативизм может наблюдаться как реакция на психологическую трудность. Например, непри вычное внимание малознакомых людей для многих детей является сверхсильным раздражителем и вызывает состояние заторможенности, из которого их не могут вывести никакие просьбы, а тем более упреки и угрозы, пока не изменится ситуация. Эту заторможенность ошибочно называют упрямством. Негативизм здесь кажущийся: ребенок на время лишается способности выполнить требуемое действие, даже если оно для него привычно и желательно (спеть, прочесть стихи, сказать «спасибо», «простите» и т. п.).
Однако эта ситуативная реакция торможения может стать началом избирательного негативизма, то есть вызвать негативное отношение к некоторым лицам, действиям и явлениям, связанным с этой ситуацией, например к тому, кто вызвал дискомфорт, с кем сравнивают не в пользу ребенка, внушая ему мысль и чувство, что он хуже. Иногда в таких ситуациях взрослые превращают в пугало школу («А как же ты в школе — тоже будешь молчать?», «А в школу таких не принимают!» и т. п.). На фоне утраты эмоционального благополучия упоминать школу в неблагоприятной перспективе — значит связать представление о школе с этим неблагополучием.
Н. д. нередко отмечается в связи с заболеванием, госпитализацией, резкой сменой обстановки. Нарушение нормального удовлетворения насущных потребностей ребенка и привычного порядка, недомогание, физическая слабость и болезненные процедуры снижают его выносливость и вызывают реакцию отказа и протеста. Негативное отношение к некоторым видам пиши, к запахам, звукам, разным предметам говорит о том, что ребенок их не переносит, не приемлет. Негативное отношение всегда возникает на почве эмоционального неблагополучия. Н. д. не может быть устранен жестким требованием и наказаниями. Нужно время, чтобы ослабел след неблагоприятного воздействия и чтобы его ничто не подкрепляло. В дальнейшем нужно изменить направление и тактику воздействия на ребенка (подростка) с учетом его возможностей и возрастных особенностей.
См. также: Дошкольник; Младший школьник; Подросток; Упрямство; Чувства и эмоции.

 (голосов: 0)

Распечатать

Семья.)

Словарь семейного воспитания

» Центр Начало
Адрес: ул. Некрасова д.2Телефон: 8-910-224-83-74Время работы: с 8.00 до 21.00

» Дейл Карнеги - отец забывает
Слушай, сынок: говорю это, когда ты спишь, положив свою лапку под щеку. Светлые кудряшки прилипли к твоему влажному лобику. Я прокрался в твою комнату один. Несколько минут тому назад, когда я читал в ...

» Младенческий возраст
«Проблему нельзя решить на том уровне сознания, на котором она возникла».(Альберт Эйнштейн)• Режим сна• Вскармливание грудью• Правильное питание кормящей матери• Гигиена ребенка&bu ...