Мужчина, женщина, семьяПсихологические особенности мужчин и женщинПсихосексуальное развитие Секс и супружество Сложный путь любви Развод: фантомы и вымыслы Родители и детиПсихические особенности детей разного возрастаВызывающее поведение детей Техника семейного воспитания Помощь ребёнку в учёбе Чем занять ребёнка дома? Словарь семейного воспитания Половое воспитание детейПоловое воспитание (основы)Половое воспитание и психогигиена пола у детей Наш опрос
Архив новостейАпрель 2009 (2)Март 2009 (442) Счетчики |
Семейные отношения и воспитание детей с пониманием. » Словарь семейного воспитания » НЕГАТИВИЗМ ДЕТСКИЙ
НЕГАТИВИЗМ ДЕТСКИЙКатегория: Словарь семейного воспитанияВыраженное в поведении ребенка неприятие чего-либо. Это может быть отказ, протест, сопротивление и даже противодействие влиянию и воздействию взрослых. Такое поведение кажется немотивированным, обычно его объясняют упрямством и воспринимают как нежелательное отклонение. Однако негативная форма поведения может быть свойственна детям и как психологическая норма в периоды «кризисов» возрастного развития. Первый из них отмечается в возрасте двух-трех лет, когда у ребенка возникает потребность в самостоятельности и самоутверждении. Она проявляется на доступном ему уровне: он нарушает запреты, говорит «нет», если от него ждут «да», протестует против излишней опеки («Я сам!») и вообще делает все наперекор. Активные проявления протеста и своеволие присущи де тям более энергичным и самолюбивым. Проявления Н. д. у ребенка в любом возрасте должны служить сигналом дли родителей о необходимости изменить прежнее отношение к нему — в сторону укрепления и развития его самостоя тельности. Однако часто взрослые пы таются «исправить» ребенка грубым подавлением его попыток и наказаниями. Это приводит к закреплению негативных форм поведения и дает начало формированию негативизма как черты характера. Она является уже отклонением в психическом развитии ребенка и развивается как единственно доступ ный ему способ защиты своего детского «Я» от чрезмерного давления или опеки со стороны взрослых. У подростка негативные формы по ведения еще острее выражают потребность в самоутверждении. И если родители не захотят признать его орав на самостоятельность и уважение, не смо гут рационально изменить свое обращение с ним, у него надолго сохранится негативизм именно в отношении к ним, либо может перейти в привычное упрямство, то есть в немотивированное сопротивление воздействиям извне. У детей менее энергичных негативизм может наблюдаться как реакция на психологическую трудность. Например, непри вычное внимание малознакомых людей для многих детей является сверхсильным раздражителем и вызывает состояние заторможенности, из которого их не могут вывести никакие просьбы, а тем более упреки и угрозы, пока не изменится ситуация. Эту заторможенность ошибочно называют упрямством. Негативизм здесь кажущийся: ребенок на время лишается способности выполнить требуемое действие, даже если оно для него привычно и желательно (спеть, прочесть стихи, сказать «спасибо», «простите» и т. п.). Однако эта ситуативная реакция торможения может стать началом избирательного негативизма, то есть вызвать негативное отношение к некоторым лицам, действиям и явлениям, связанным с этой ситуацией, например к тому, кто вызвал дискомфорт, с кем сравнивают не в пользу ребенка, внушая ему мысль и чувство, что он хуже. Иногда в таких ситуациях взрослые превращают в пугало школу («А как же ты в школе — тоже будешь молчать?», «А в школу таких не принимают!» и т. п.). На фоне утраты эмоционального благополучия упоминать школу в неблагоприятной перспективе — значит связать представление о школе с этим неблагополучием. Н. д. нередко отмечается в связи с заболеванием, госпитализацией, резкой сменой обстановки. Нарушение нормального удовлетворения насущных потребностей ребенка и привычного порядка, недомогание, физическая слабость и болезненные процедуры снижают его выносливость и вызывают реакцию отказа и протеста. Негативное отношение к некоторым видам пиши, к запахам, звукам, разным предметам говорит о том, что ребенок их не переносит, не приемлет. Негативное отношение всегда возникает на почве эмоционального неблагополучия. Н. д. не может быть устранен жестким требованием и наказаниями. Нужно время, чтобы ослабел след неблагоприятного воздействия и чтобы его ничто не подкрепляло. В дальнейшем нужно изменить направление и тактику воздействия на ребенка (подростка) с учетом его возможностей и возрастных особенностей. См. также: Дошкольник; Младший школьник; Подросток; Упрямство; Чувства и эмоции. Распечатать |
Словарь семейного воспитания» Центр НачалоАдрес: ул. Некрасова д.2Телефон: 8-910-224-83-74Время работы: с 8.00 до 21.00 » Дейл Карнеги - отец забывает Слушай, сынок: говорю это, когда ты спишь, положив свою лапку под щеку. Светлые кудряшки прилипли к твоему влажному лобику. Я прокрался в твою комнату один. Несколько минут тому назад, когда я читал в ... » Младенческий возраст «Проблему нельзя решить на том уровне сознания, на котором она возникла».(Альберт Эйнштейн)• Режим сна• Вскармливание грудью• Правильное питание кормящей матери• Гигиена ребенка&bu ... |