Мужчина, женщина, семья

Психологические особенности мужчин и женщин
Психосексуальное развитие
Секс и супружество
Сложный путь любви
Развод: фантомы и вымыслы


Родители и дети

Психические особенности детей разного возраста
Вызывающее поведение детей
Техника семейного воспитания
Помощь ребёнку в учёбе
Чем занять ребёнка дома?
Словарь семейного воспитания

Половое воспитание детей

Половое воспитание (основы)
Половое воспитание и психогигиена пола у детей


Наш опрос

Детям в Белгороде

Хорошо
Детских садов мало
Нехватает семейного воспитания
Нужно больше организаций досуга

Архив новостей

Апрель 2009 (2)
Март 2009 (442)

Счетчики

    Rambler's Top100

МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 3014

учеб ное заведение, которое осуществляет общее музыкальное образование, приобщает детей к искусству, воспитывает их эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства. В М. ш. могут существовать отделения: фортепианное, струнное, народное, духовое, хоровое. В учебный план М. ш. входят следующие дисциплины: игра на музыкальном инструменте, сольфеджио, коллективное музицирование (хор, оркестр), музыкальная литература, предмет по выбору (другой музыкальный инструмент, ансамбль, импровизация, основы дирижирования, элементарная теория музыки). Срок обучения в М. ш.— 7—8 лет, на музыкальных отделениях школы искусств — 5—6 лет. При М. ш. могут быть организованы подготовительные группы для детей дошкольного возраста.

Подробнее

МЫШЛЕНИЕ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 9129

Рассматривается психологами как один из видов отражения человеком особенностей окружающего мира. Это опосредованное отражение внешнего мира, которое опирается на впечатления от реальности. Базой для М. является усвоенное в той или иной мере знание. Сумма знаний является опорой для достоверного предвидения событий, дает возможность человеку в зависимости от количества усвоенных им знаний, умений и навыков правильно оперировать информацией, успешно строить свои планы и программы поведения.
Сам процесс М. способствует решению жизненных задач и поэтому рассматривается как самая важная человеческая деятельность, позволяющая изменять окружающий мир. М. поэтому рассматривается как деятельность по решению задач. Эта деятельность связана с использованием определенных операций: выделением существенных сторон анализируемых структур, соединением различных частей в разнообразных комбинациях в те конструкции, которые человек считает логичными.

Подробнее

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 4975

Способ ность наиболее полно подмечать свойства и особенности предметов и явлений. Постепенно, когда Н. приобретает устойчивый характер, она становится чертой личности. Н. необходима человеку любой профессии, и ее нужно развивать с ранних лет жизни ребенка. Умение наблюдать за изменениями в природе, за состоянием души людей помогает человеку быть чутким и внимательным.
Маленького ребенка привлекает все окружающее: растения, животные, неживая природа. Родители должны беседовать с детьми, терпеливо показывать то, что ускользает от взгляда ребенка, обращать внимание на самое главное, существенное, объяснять ребенку непонятное: «Посмотри, какой красивый цветок! А почему он сейчас закрылся? Ты понаблюдай за ним утром, а потом расскажи мне, что увидишь». Н., драгоценнейшее свойство человека, лучше всего начинать формировать у детей с наблюдений за явлениями природы. Побольше бывать с ребятами на природе, любоваться ею и радоваться вместе с ребенком каждому цветку, каждому дереву.

Подробнее

НАВЫКИ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 10369

Это такие практические умения, которые человек выполняет (использует) как бы автоматически, без особых усилий со стороны воли и сознательного самоконтроля.
Н. формируются стихийно (в процессе проб и ошибок) и систематически (под действием словесных инструкций и оценок обучающего). Многие полезные Н. у детей формируются без особой помощи взрослых. Иногда беспокойные родители вмешиваются в процесс формирования естественных Н. и только замедляют их формирование: при обучении ходьбе командуют, как по очереди надо переставлять ноги, а ребенок не понимает половины этих команд, родители нервничают, ребенок тоже, дело не движется.
Дети очень сильно отличаются друг от друга в индивидуальном стиле формирования у них Н.: одни падают в воду и сразу ловко выплывают, другие идут «топориком» ко дну; одни «вприглядку» (подражая взрослым) быстро схватывают координацию движений при езде на велосипеде, катании на коньках, забивании гвоздей; другим нужна помощь. Вначале надо предоставить ре-беи ку самостоятел ьность. Не тол ько родителям, но н ребенку надо убедиться, что самостоятельно он еще не может действовать. Без этого у него не появится желание получить от вас помощь.

Подробнее

НАКАЗАНИЕ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 10224

Один из методов воспитания, позволяющий родителям при необходимости продемонстрировать ребенку свое осуждение его поступков или мотивов поведении. Н.— очень сильное средство воздействия, его применение требует большого такта и осторожности; наказывать ребенка можно в исключительных случаях. А можно ли в семейном воспитании обойтись вообще без Н.? А. С. Макаренко считал: «В хорошей семье наказаний никогда не бывает, н это самый правильный путь семейного воспитания». Вместе с тем он отмечал: «Наказание — это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда наказание необходимо».
К сожалению, в семейном воспитании допускается много ошибок в применении Н. Неверно понимая необходимость и целесообразность разнообразия методов воспитания, родители наказывают детей гораздо чаще, чем поощряют. Взрослых раздражают детское непослушание, проступки, в причины которых они часто не вникают. Между тем лишь в исключительных случаях дети осознанно и злонамеренно совершают неблаговидные поступки. В подавляющем большинстве случаев это непреднамеренное поведение, обусловленное недостатком знаний, несформи'рованностью моральных представлений, отсутствием необходимого жизненного опыта, а иногда даже спровоцированное взрослыми. Порой к Н. приводит завышенная (или заниженная) оценка родителями возможностей своего ребенка, их недостаточно самокритичное отношение к себе как воспитателям.
Функции и формы Н. изменяются по мере взросления ребенка. В воспитании дошкольников вполне можно обойтись без Н. при правильной организации его жизни в семье (режим дня, игра, своевременное переключение с одного вида деятельности на другой, стиль общения н т. д.). Если взрослым приходится наказывать малышей, есть основание задуматься над истинными причинами капризов и непослушания, с тем чтобы найти собственные просчеты в воспитании.

Подробнее

НАРКОМАНИЯ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 10411

Употребление для получения наркотического эффекта веществ, применяемых в медицине как снотворные илн обезболивающие средства. Воздействие наркотических веществ на центральную нервную систему не ограничивается обезболиванием, а попутно вызывает особое психическое состояние — эйфорию, рожденную ощущением возбуждения, бодрости, прилива сил, значимости и даже неограниченности своих возможностей.
Иногда эйфория проявляется в приятной оглушенности, полном душевном благополучии и безмятежности. Все эти субъективно приятные состояния вредны тем, что человек испытывает их безо всяких объективных к тому оснований. Но всего опасней состояние эйфории тем, что у человека постепенно развивается болезненное желание испытывать его вновь и вновь. При постоянном употреблении наркотических веществ происходит патологическая перестройка медиаторных систем мозга, и они уже не могут работать без постоянного притока наркотиков извне. В результате развивается пагубное пристрастие, болезнь, называемая Н.
С течением времени зависимость больного от наркотика возрастает. Без него он впадает в трудно переносимое состояние, которое проявляется в общем недомогании, головной боли, ознобе, дрожании конечностей, болях в разных частях тела. Параллельно с развитием наркотической зависимости изменяется сам характер действия наркотического вещества, поэтому больному для достижения эйфории требуются все большие дозы наркотика. Но все наркотические вещества в той или иной мере ядовиты: они отравляют организм, дополняя нарастающую психическую деградацию глубоким его истощением. Так Н. приводит человека к инвалидности, а нередко и к смерти.
Токсикомания — употребление для получения наркотического эффекта средств бытовой химии и лекарств, которые для наркоза никогда не применялись н наркотиками не считались. Препарат бытовой хнмин в аэрозольной упаковке, который мы покупаем для домашнего употребления, не случайно снабжен четкой инструкцией по хранению и употреблению, в которой указано, как правильно пользоваться, чтобы избежать отравления. И тут требуется ответственное отношение и добрая воля взрослых, отвечающих за то, чтобы а руки детей н подростков не попадали •вещества, способные нанести непоправимый урон их здоровью. К сожалению, и химикаты, н летучие вещества продают несовершеннолетним и дома хранят без всякой осторожности.

Подробнее

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 6351

Присущая всем живым организмам способность давать подобное себе потомство, передавать свои признаки следующим поколениям. Установлено, что наследственная информация передается от предков рк потомкам тысячами генов, которые содержатся в ядре каждой яйцеклетки н каждого сперматозоида. Закономерности Н.— предмет одного из разделов биологин — генетики.
Появление учения о Н. вызвало к жизни ряд противоречивых теорий о соотношении роли врожденных признаков и среды. Применительно к воспитанию речь шла о том, что «сын преступника обязательно станет преступником». Раздавались голоса н о том, что в человеке до рождения все заложено генетическим кодом: темперамент, характер, способности, пороки. Сегодня Н. и среда признаются примерно равно влияющими на формирование личности. Родителей нередко волнует вопрос о том, как не упустить возможностей, заложенных в ребенке от природы. Часто родители пытаются сделать из своего ребенка выдающегося пианиста лишь только потому, что музыкальным дарованием обладал кто-то из его ближайших родственников.

Подробнее

НАСТОЙЧИВОСТЬ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 9497

Волевое качество, помогающее упорно добиваться поставленной цели (противоположное качество — уступчивость). Н. подразумевает ясное осознание цели, ее правильности, соответствия ценностям, принятым в обществе.
Н. начинает развиваться уже в дошкольном возрасте, если ребенка приучают доводить начатое дело до конца. Важно объяснять ему смысл того, что мы его побуждаем делать. В этом случае крепнущие у ребенка волевые черты приобретают разумное основание, его воля становится доброй. В противном случае Н. может оказаться нейтральным волевым качеством, способствугодим достижению как положительных, так и отрицательных целей.

Подробнее

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 4085

Что такое невроз? Это практически всегда следствие ссор в семье и в школе, результат конфликтов, обид, ущемления престижа, несправедливого отношения. Невроз — это социальное расстройство, вызванное неблагоприятными психическими воздействиями. Со временем многие люди, заболевшие неврозом, как бы успокаиваются, забывают о своих обидах, перестают обращать на них внимание, вроде бы выздоравливают. Но иногда невроз может тянуться годами, особенно если психическая травматизация не прекращается и на предыдущие травмы наслаиваются последующие.
Больным неврозами свойственны три по-разному выраженные нарушения: I) понижение настроения, 2) нарушения сна. 3) нарушения аппетита. Бальные становятся плаксивыми, печальными, сон у них поверхностный, с частыми пробуждениями. Такие люди с трудом засыпают, им часто снятся сны, в которых отражается причина невроза. Что же касается расстройства аппетита при неврозах, то тут можно выделить два главных варианта: 1) резкое понижение аппетита вплоть до полной утраты его, 2) повышение аппетита («волчий аппетит»).

Подробнее

НЕГАТИВИЗМ ДЕТСКИЙ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 9267

Выраженное в поведении ребенка неприятие чего-либо. Это может быть отказ, протест, сопротивление и даже противодействие влиянию и воздействию взрослых. Такое поведение кажется немотивированным, обычно его объясняют упрямством и воспринимают как нежелательное отклонение. Однако негативная форма поведения может быть свойственна детям и как психологическая норма в периоды «кризисов» возрастного развития. Первый из них отмечается в возрасте двух-трех лет, когда у ребенка возникает потребность в самостоятельности и самоутверждении. Она проявляется на доступном ему уровне: он нарушает запреты, говорит «нет», если от него ждут «да», протестует против излишней опеки («Я сам!») и вообще делает все наперекор. Активные проявления протеста и своеволие присущи де тям более энергичным и самолюбивым.
Проявления Н. д. у ребенка в любом возрасте должны служить сигналом дли родителей о необходимости изменить прежнее отношение к нему — в сторону укрепления и развития его самостоя тельности. Однако часто взрослые пы таются «исправить» ребенка грубым подавлением его попыток и наказаниями. Это приводит к закреплению негативных форм поведения и дает начало формированию негативизма как черты характера. Она является уже отклонением в психическом развитии ребенка и развивается как единственно доступ ный ему способ защиты своего детского «Я» от чрезмерного давления или опеки со стороны взрослых.

Подробнее

НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 11120

Состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
Н. с. образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие основные типы Н. с.: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от наличия основного родителя выделяют материнские н отцовские Н. с.
По количеству поколений в семье различают неполную простую — мать (отец) с ребенком или несколькими детьми — и неполную расширенную — мать (отец) с одним или несколькими детьми н другими родственниками.
Воспитание детей в Н. с. обладает рядом особенностей: недостаточное влияние на ребенка внутри семьи, односторонность воспитательного воздействия, проявление неуравновешенности родительских чувств, возможность возникновения в сознании ребенка мысли о собственной неполноценности. Среди школьников из Н. с. примерно втрое больше успевающих слабо, чем тех, кто учится успешно. По сравнению с полной семьей особенно низкий уровень успеваемости у мальчиков.
Часто в Н. с. возникает такое явление, как феминизация (преобладание женского влияния). В материнских семьях, составляющих абсолютное большинство Н. с., по отношению к детям имеет место двойная феминизация, вызванная преобладанием в сфере дошкольной и школьной педагогики женщин.
Отсутствие наглядного образца взаимоотношений мужа и жены, отца и сына (дочери), матери и дочери (сына), отношений каждого из них к семье как коллективу порождает риск того, что у детей сформируются искаженные взгляды на брак и семью, что помешает в будущем становлению их собственной семьи. Не случайно подмечена тенденция: чаще распадаются семьи тех, кто воспитывался в Н. с.

Подробнее

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 8695

Целенаправленная систематическая познавательная деятельность по освоению и совершенствованию знаний, умений и навыков, получаемых в общих и специальных учебно-воспитательных, культурно-просветительных учреждениях, а также путем самообразования. Различают систему Н. о., включающую в себя различные типы учебно-воспитательных заведений (детский сад, общеобразовательную школу, профессионально-техническое училище, школу работающей молодежи, среднее специальное учебное заведение, вуз), учреждений повышения квалификации (ИПК, ФПК, курсы тювышения квалификации, учебно-курсовые комбинаты и т. д.). аспирантуры и докторантуры, систему политической и экономической учебы, народные университеты, научно-познавательные и другие любительские общества и объединения по интересам и т. д., обеспечивающие профессиональный рост, содействующие овладению новыми профессиями, созданию условий для самообразования.

Подробнее

НЕУСПЕВАЕМОСТЬ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 10581

Высокая степень отставания школьников в учении, при которой ученик за отведенное время не овладевает знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебными программами, на удовлетворительном уровне. Для неуспевающих школьников характерно наличие больших пробелов в фактических знаниях и предметных умениях, слабые навыки организации своего учебного труда, снижение темпа учебной работы, недостаточное развитие мыслительных операций, мешающее глубоко осмысливать учебный материал, выделять в нем главное, существенное.
Различают кратковременную (в течение одной учебной четверти) и устойчивую (длительную) Н. Становясь устойчивой, Н. может приводить к такому нежелательному явлению, как второгодничество, что наносит ущерб дальнейшему развитию ребенка. Поэтому важной задачей школы и семьи является борьба с Н. школьников, стремление к предупреждению и преодолению этого явления. Успешное решение этой непростой проблемы возможно только на основе единства действий педагогического коллектива школы, родительской общественности и ученического актива.
Родителям необходимо иметь в виду, что Н. школьников может вызываться различными причинами и что работа с разными типами неуспевающих школьников имеет свои, особенности. Вопреки расхожим мнениям Н. школьников далеко не всегда объясняется их неспособностью к учению. Значительно чаще Н. является следствием упущений и ошибок в семейном и школьном воспитании и обучении. Исследования ученых выявили, что наиболее распространенными являются случаи Н., вызванные недостатками в психическом развитии (недостатки развития внимания, памяти, мышления, воображения, воли и т. д.), отсутствием положительного отношения к учению, низким общим уровнем воспитанности, слабым развитием навыков учебной работы, пробелами в знаниях, недостатками педагогических влияний школы, отрицательным влиянием семьн. Определенная часть школьников не справляется со школьной программой из-за заболеваний, отрицательно сказывающихся на работоспособности ученика.
Работа родителей по предупреждению Н. школьника должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу: правильное воспитание в семье должно всесторонне подготовить ребенка к школе и в познавательном, интеллектуальном отношении (развитие кругозора, богатство впечатлений, сообразительность), и в морально-волевом отношении (привычка к труду, к выполнению определенных обязанностей, организованность, ответственность).
Сильнейшим фактором предупреждения Н. является общая атмосфера семьн, требовательная забота о детях, стремление к росту культурного уровня, общность и богатство эмоциональных переживаний, духовных интересов.

Подробнее

НЕФОРМАЛЬНЫЕ САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 8262

Группы молодых людей, которые возникают стихийно, на основе общего, объединяющего их увлечения музыкой, танцами или иной деятельностью. Они существуют более или менее длительное время, отличаются определенной направленностью интересов, деятельности, общения, сотрудничества, условиями, атрибутами н символикой.
Наряду с пионерской и комсомольской организациями в нашей стране периодически возникали и возникают всевозможные детские самодеятельные движения, группы, объединения — тимуровское движение, тимуровские команды в 30-е и 40-е годы, коммунары — в 50-е и 60-е годы. Особенно много Н. с. о. м. стало возникать за рубежом и у нас в стране в 70—80-е годы. Это всем известное движение хиппи, лишенное четких организационных форм, рокеры, панки н другие. Их возникновению способствовали различные причины, в том числе свойственные подростковому возрасту потребности в общении, объединении, организации; модные течения в одежде, манерах поведения, в музыке, танцах, косметике; стремление к романтике, необычности, доходящей до экстравагантности, протест против устоявшихся, «старых» стереотипов отношений; стремление к поискам необычного и другие причины.
Сами по себе эти тенденции нельзя назвать ни плохими, ни хорошими. Их оценка зависит от характера, направленности их деятельности, особенностей группового поведения, влияния его на сознание, поведение, нравственный н социальный облик членов этих групп. Так, например, доверительная, дружелюбная, приветливая манера общения хиппи, располагающая к равенству н взаимопомощи, не является фактором риска. Но она сопряжена с излишней свободой сексуальных связей, доходящих до распущенности и извращений, с употреблением наркотических веществ, с отказом от общественно полезного труда, с тунеядством и т. д.
Чрезмерное увлечение рок-музыкой или танцами в стиле «брейк» ведет к недопустимому упрощению и извращению эстетических вкусов, поведения, к эмоциональным перегрузкам, что крайне отрицательно сказывается на психике, нервной системе, состоянии здоровья поклонников этих увлечений. Нередко эти перегрузки ведут к необратимым изменениям в организме, к потере работоспособности, к увлечению наркотическими веществами. Да и сама манера исполнения в стиле «рок» ведет к изменениям в психике, в высшей нервной деятельности, сходным с наркотическими. Объединения рокеров, ночных ангелов, основанные на увлечении групповой ездой на мотоциклах, связано по характеру выполняемых при этом трюков с опасностью для жизни самих ездоков и окружающих. Кроме того, испытываемые при этом физические, психические н нервные перегрузки крайне отрицательно сказываются на неокрепшем организме подростков.

Подробнее

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 9582

Формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу. Родине, окружающим людям и самому себе во все времена определяло содержание Н. в. Эти общечеловеческие моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, ои постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде живет и какое воспитание получает. В нашей стране есть немало семей, где нравственное здоровье, уважение и забота друг о друге становятся главным жизненным ориентиром для растущего человека. В таких семьях обычно не ведут дискуссии о нравственности. Здесь все определяет простая истина: безнравственно, когда человек не работает или плохо работает. Безнравственно говорить одно, думать другое, делать третье или вообще ничего не делать...
Родительский пример — великая сила в формировании нравственности у детей и подростков. Недаром народная мудрость гласит: «Во всем поступайте так, как вы хотите, чтобы поступали ваши дети». Но эта сила возрастает, когда пример семьи сочетается со специальными усилиями родителей, направленными на глубокое усвоение детьми общественного значения нравственных норм и правил, на выработку у них потребности всегда и во всем следовать этим нормам.
Не правы родители, которые полагают, что их задача — формировать у ребенка лишь простые нравственные понятия, такие, как доброта, честность, правдивость, такт, а забота о его развитии как активного члена социалистического общества, участника перестройки -- деле школы и государства. Они не учитывают того, что воспитание честности, доброты, совести неотделимо от формирования гражданских качеств личности.

Подробнее

Семья.)

Словарь семейного воспитания

» Центр Начало
Адрес: ул. Некрасова д.2Телефон: 8-910-224-83-74Время работы: с 8.00 до 21.00

» Дейл Карнеги - отец забывает
Слушай, сынок: говорю это, когда ты спишь, положив свою лапку под щеку. Светлые кудряшки прилипли к твоему влажному лобику. Я прокрался в твою комнату один. Несколько минут тому назад, когда я читал в ...

» Младенческий возраст
«Проблему нельзя решить на том уровне сознания, на котором она возникла».(Альберт Эйнштейн)• Режим сна• Вскармливание грудью• Правильное питание кормящей матери• Гигиена ребенка&bu ...