Мужчина, женщина, семья

Психологические особенности мужчин и женщин
Психосексуальное развитие
Секс и супружество
Сложный путь любви
Развод: фантомы и вымыслы


Родители и дети

Психические особенности детей разного возраста
Вызывающее поведение детей
Техника семейного воспитания
Помощь ребёнку в учёбе
Чем занять ребёнка дома?
Словарь семейного воспитания

Половое воспитание детей

Половое воспитание (основы)
Половое воспитание и психогигиена пола у детей


Наш опрос

Детям в Белгороде

Хорошо
Детских садов мало
Нехватает семейного воспитания
Нужно больше организаций досуга

Архив новостей

Апрель 2009 (2)
Март 2009 (442)

Счетчики

    Rambler's Top100

ЛЕВОРУКОСТЬ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 5513

Преимущественное пользование левой рукой при выполнении различных действий. Сюда не относятся случаи Л., возникшей вследствие перенесенных травм или заболеваний.
Врожденная Л. может быть наследственной. Встречаются семьи, в которых не один левша, а несколько. Различают Л. явную и скрытую. При скрытой Л. человек, будучи левшой от рождения под влиянием праворукой среды приучается пользоваться преимущественно правой рукой. Привычные действия такие люди производят правой рукой (пишут, едят), а при непривычных предпочитают левую руку.

Подробнее

ЛЕНЬ ДЕТСКАЯ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 10993

Проявляется в форме отказа от выполнения заданий, требующих от ребенка собранности, настойчивости, дисциплины. Так, например, дошкольники нередко ленятся убирать за собой игрушки, аккуратно складывать одежду перед сном. Эти действия не представляют для ребенка ничего нового, они для него скучны, неинтересны, поскольку требуют повторения однообразных операций с одними и теми же вещами.
Важно еще в дошкольном возрасте укреплять волевые качества в характере ребенка, развивать умение преодолевать собственную лень. Это — залог психологической готовности к обучению в школе, где с первых шагов в школе ребенку предстоит не только познавать что-то новое и интересное, но и выполнять массу многократно повторяющихся упражнений для закрепления навыков чтения, счета, письма. Ребенок, который не подготовлен к труду, неизбежно встретится с трудностями в школе, и не по причине слабых умственных способностей, а из-за недостатка волевых качеств.

Подробнее

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 8449

Система специально подобранных физическнх упражнений, методов закаливания и гигиенических средств ухода за больным, позволяющая восстановить органы и системы, пораженные болезнью.
Издавна Л. ф. применялась при подготовке больного к операции и в восстановительный период после операции, при лечении ортопедических заболеваний, при реабилитации травматических повреждений.

Подробнее

ЛИДЕР

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 6356

Член группы, который способен оказывать существенное влияние на поведение остальных ее участников.
В коллективе класса, в секции, студни, клубе, внешкольном учреждении, в группах подростков, образующихся по месту жительства, нетрудно обнаружить подростков, с чьим мнением ребята особенно считаются, кому стремятся подражать. Это и есть Л. детских групп. От того, как ведет себя Л., каков уровень его интеллектуального н нравственного развития, во многом зависит характер взглядов, отношение к окружающему, формирующиеся в данной группе. Вот почему родителям важно знать, какая группа является действительно значимой для подростка н кто из его приятелей является Л. этой группы.
Тип лидерства определяется характером и структурой группы подростков. Если ее объединяют социально ценные интересы, общественно полезная деятельность, роль Л. в воспитании подростков положительна. Обычно такой Л. предоставляет ребятам достаточную свободу действий, позволяет им обсуждать свои решения, поддерживает проявляемую любым членом группы инициативу. Благодаря этому создаются условия для развития самостоятельности мышления и поведения подростков, они не копируют действия Л., не становятся слепыми исполнителями его указаний. Такие отношения складываются в условиях высокоразвитого ученического коллектива. Межличностные отношения в коллективе строятся на основе норм социалистического образа жизни, определяются социально н лнч-ностно значимым содержанием совместной деятельности. Это — отношения ответственной зависимости, по характеристике А. С. Макаренко. Они характерны, например, для трудовых объединений учащихся -— ученических производственных бригад, школьных лесничеств и т. д. Конкретность и значимость дела, на основе которого складывается коллектив, требуют, чтобы организатором его был тот, кого уважают, кто наиболее компетентен, кто действительно способен повести за собой, наладить общую работу. Такой Л. становится серьезным помощником учителей и родителей в воспитании школьников, он нуждается во всемерной поддержке.

Подробнее

ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 6971

Действен ность Л. п. в воспитании объясняется такой особенностью детей, как подражательность. Они с удовольствием подражают старшим, повторяют их привычки, манеру говорить, стиль общения Подражая, дети накапливают собственный опыт поведения и отношения к окружающему. Со временем образ жизни семьи становится и образном для подражания взрослеющих детей.
Жизнь показывает, что влияние Л. п. не в каждой семье достаточно результативно. Известно, что в сечье, где все любят читать, нет трудностей в приучении детей к чтению. Пример родителей, старших детей воспитывает младших. Но бывает, что в семье много читает один из родителей и почти не читает другой. Есть ли уверенность, что ребенок будет подражать только читающему? Не всегда. Родители часто уповают на влияние положительного примера и недооценивают отрицательные. Бывает, что в некоторых семьях бабушка в присутствии внука делает дочери замечания в оскорбительной форме. Дочь не сдерживается, отвечает в том же тоне. Мальчик — свидетель перепалки — усваивает этот стиль общения и с матерью и с бабушкой.

Подробнее

ЛИШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 8882

Супруги обретают родительские права с момента рождения ребенка. Эти права сохраняются за ними до 1ех пор, пока их. собственное поведение и отношение к своим родительским обязанностям соответствуют требованиям социалистической морали и советского права. К родителям, которым нельзя больше доверять воспитание детей, может быть применена крайняя мера — Л. р. п. Решение по таким делам принимается только судом.
Родительских прав лишаются родители, которые уклоняются от выполнения обязанностей по воспитанию детей, жестоко обращаются с детьми, вредно влияют на них своим аморальным, антиобщественным поведением, являются хроническими алкоголиками или наркоманами.

Подробнее

ЛОГОПЕДИЯ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 10266

Наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания, Л. является одним из разделов специальной педагогики (дефектологии).
Отклонения в развитии речи отражаются на формировании психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Под воздействием речевого дефекта возникает ряд вторичных отклонений, которые образуют картину аномального развития ребенка в целом. Проявления речевой недостаточности преодолеваются педагогическими средствами.
Устранением недостатков речи у детей занимается учитель-логопед, имеющий специальное высшее педагогическое образование.
У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Могут быть выделены некоторые виды дефектов речи, которые возникают по подражанию (например, дефекты произношения звуков Л, Р, ускоренный темп речи и др.). Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды ее развития: в 1—2 года, в 3 года и н 6—7 лет.
Основными причинами патологии детской речи являются токсикоз беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы матери, несовместимость крови родителей по резус-факто ру, родовые травмы, различные заболевания в первые годы жизни ребенка, травмы черепа, наследственные факторы. К числу факторов, создающих предпосылки для срыва речи, относятся неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Подробнее

ЛЮБОВЬ ДЕТСКАЯ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 9638

Дети довольно рано начинают отличаться друг от друга по тому, как они проявляют чувство любви. Сама способность ребенка любить кажется ни от кого не зависящим «даром небес», перед отсутствием которого у взрослых опускаются руки. Конечно, не каждый человек достигнет в своей жизни вершин любви, но есть нечто, объединяющее всех детей и позволяющее говорить о детской любви. Это прежде всего ключевое значение любви в жизни и развитии ребенка, возрастное своеобразие ее проявлений н роль взрослых в воспитании способности ребенка любить и проявлять свою любовь.
Любовь, как определяют это понятие психологи,— самоотверженная сердечная привязанность. Если воспринимать ребенка как взрослого в миниатюре н ожидать, что первые же проявления его любви будут отмечены сердечностью и самоотверженностью, то разочарование почти неизбежно. До 7—8 месяцев младенец лишь принимает родительскую любовь, которая образует необходимую для его жизни среду, доставляет ощущения радости и закладывает первые основы доверия к миру. Лишь в 7—8 месяцев возникает активная и направленная привязанность к родителям — малыш стремится привлечь к себе их внимание и удержать их около себя. Он часто выглядит узурпатором, деспотически использующим родителей как свою безраздельную собственность. Но это лишь внешнее впечатление, ибо на самом деле он почти буквально привязан к родителям своей зависимостью от них: нуждается в их поддержке н защите от незнакомого и пугающего мира.

Подробнее

ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 7866

Одна из основ патриотического воспитания, важное нравственное качество. С умения прочувствовать красоту скромного пейзажа, ощутить бескрайность степного простора и неприступность заснеженных горных вершин начинается чувство прекрасного, которое нужно формировать с детства.
Природа обладает большими познавательными возможностями: она дает возможность безмерно расширять кругозор ребенка, формировать умение сравнивать, сопоставлять, выявлять закономерности, делать выводы. «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать...» — писал великий русский педагог К. Д. Ушинский. Он же называл логику природы самой доступной логикой для детей.

Подробнее

ЛЮБОВЬ ЮНОШЕСКАЯ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 11689

Бет как видит ее Гете; «Первая любовь неиспорченной юности направлена всегда на возвышенное. Природа как будто хочет, чтобы один пол чувственно воспринимал в другом доброе и прекрасное». Если обратиться к мнениям взрослых, то можно встретить разные точки зрения на Л. ю.: «высшее проявление чувства», «только она и есть настоящая любовь», «такой любви нет», «школьникам любить рано». Первую юношескую любовь нельзя отрицать: о ее проявлениях рассказывает вся мировая художественная литература, ее хранит память почти каждого взрослого человека. Но ее нельзя и идеализировать.
В Л. ю. много фантазии. В образе любимого сочетаются качества реального человека с воображаемым, обладаю-щи м совершенными достоинства ми. Л. ю. близка к дружбе. Об этом А. И. Герцен писал: «Я не знаю, почему дают какой-то монополь воспоминаниям первой любви над воспоминаниями молодой дружбы. Первая любовь потому так благоуханна, что она забывает о различии полов, что она страстная дружба. Со своей стороны, дружба между юношами имеет всю горячность любви и весь ее характер». И пожалуй, правильно то, что юношеская любовь чаще всего вырастает из дружбы. Да и сами юноша и девушка свои отношения часто называют дружбой.
Л. ю. выражается в стремлении любящих быть вместе, в радости и в желании говорить друг с другом, сознавать душевную близость, в стремлении видеть друг друга, в ожидании взаимного внимания. Л. ю. бескорыстна, скромна и робка, неуверенна в себе и боится показаться смешной. На ней лежит печать хрупкости и оторванности от жизни, она не заглядывает в будущее глазами реалиста. Мечты о будущем у любящих обычно не связываются с семьей. К тому же ни юноша, ни девушка в этом возрасте и не подготовлены к созданию семьи. Л. ю. проходит пору своего становления и расцвета, когда пробудившиеся чувства, сохраняя свою чистоту, постепенно становятся более глубокими, благородными, осмысленными.

Подробнее

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 3511

Свой ство личности, которое в психологии характеризуется как потребность познания, глубокий интерес к окружающему миру, к новым знаниям, активное познавательное отношение к отдельным фактам, стремление познать взаимосвязи явлений окружающего мира. Л. проявляется у человека с первых лет жнзнн, когда ребенок воспринимает как открытие простые вещи, события. По мере усиления интереса к окружающему Л. ребенка развивается, проявляясь в ежеминутных вопросах «что это?», «кто это?», «зачем?», «почему?».
Л. подразумевает не просто наличие каких-либо знаний, но и добывание их для определенных практических целей. Задача взрослых не просто ответить ребенку на его вопросы, но и, понимая причину его интереса к тому или иному явлению, показать пути применения этих знаний. Именно в семье в процессе общения с ребенком можно своевременно и точно отозваться на любой детский вопрос, терпеливо и доброжелательно разъяснить ребенку то, что его сейчас интересует.
Если взрослые терпеливо и доброжелательно отвечают на вопросы ребенка, расширяют круг его интересов, делают свое общение с ребенком содержательным, это оказывает незаменимое воздействие не только на умственное, но н на нравственное развитие детей. Начинающий ходить ребенок, которого вывозит на прогулку привязанным к коляске, дошкольник, общение со взрослыми которому заменяет напропалую включенный телевизор, рискуют вырасти не только вялыми физически, но и интеллектуально пассивными.
Л. может плодотворно развиваться лишь при условии повседневного общения в кругу семьи. Беседа, в которой ребенок даже дошкольного возраста не пассивный слушатель, а собеседник, которому по ходу дела предлагают самому ответить на какие-либо «почему», формирует Л.
Как быть, если вопрос ребенка поставил вас в тупик? Нужно ли говорить ребенку о том, что он еще мал, что ему этого не понять лишь потому, что вы сейчас не знаете, как на этот вопрос ответить? В этом случае надо откровенно сказать ребенку, что вам нужно подумать, как объяснить это, или предложить ему вместе посмотреть, что об этом написано в книгах.

Подробнее

МАКСИМАЛИЗМ ЮНОШЕСКИЙ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 7787

Свойство юношеского возраста, выражающееся в доведенных до крайности требованиях к окружающим людям, окружающей действительности и т. д. Обладая высоким уровнем физического и интеллектуального развития, находясь на пороге самостоятельной жизни, юноши и девушки считают себя «почти взрослыми». Период ранней юности, как утверждают психологи,— это возраст кипучей энергии, энтузиазма, романтически окрашенного стремления к большим и героическим делам.
В юношеском возрасте обычно формируется идеал, воплощающий в себе лучшие качества человека. С позиций этого высокого идеала старшеклассники часто воспринимают и оценивают себя и окружающих. Располагая достаточно обширными знаниями, но сравнительно небогатым жизненным опытом, они не всегда в состоянии правильно соотнести свои завышенные претензии с реальными возможностями, в результате чего и впадают в максимализм. Сталкиваясь в реальной жизни с тем, что не соответствует их идеальным представлениям, юноши и девушки иногда весьма резко реагируют на эти расхождения.

Подробнее

МАЛОКОМПЛЕКТНЫЕ ШКОЛЫ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 7654

Организуются в населенных пунктах, где нет достаточного количества детей для создания школы с полным комплектом классов установленной наполняемости. М. ш. могут быть начальные, неполные средние и средние. В последние годы число М. ш. возросло. Они играют важную роль в демографической и социально-экономической стабилизации села.
Большинство начальных сельских школ малокомплектные, в них может работать один, два или три учителя. Для организации учебных занятий формируются классы-комплекты, состоящие из учеников двух и более классов.

Подробнее

МАЛЬЧИК: ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 10459

Как часто педагоги и родители сетуют на недисциплинированность представителей этого беспокойного племени, с какой готовностью они списывают на несносный мальчишеский характер свои ошибки, неудачи, несбывшиеся надежды. Между тем не столько мальчишки повинны в том, что взрослые испытывают трудности в их воспитании, сколько сами взрослые, игнорирующие все то, что заложила в ребенка природа, создав именно мальчика — представителя мужского пола. «Нет абстрактного подростка,— подчеркивал В. А. Сухомлинский,—...есть конкретная человеческая личность — мужчина или женщина». Следовательно, родителям необходимо знать особенности развития ребенка, связанные с его половой принадлежностью.

Подробнее

МАТЕРИАЛЬНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СЕМЬИ И ВОСПИТАНИЕ

Категория: Словарь семейного воспитания | Просмотров: 9293

Нет для матерннскогосердца большей радости, чем увидеть восторженную улыбку ребенка, его восхищение подарком. Ради такой радости мы готовы отказывать себе во многом. Иная мать, движимая инстинктом родительской заботы, постоянно спрашивает своего любимца: «Чего тебе хочется?» Подобными вопросами и готовностью исполнить любую прихоть можно разбудить в ребенке бесконечное множество таких потребностей, каких природа и не заложила в человеческое существо. Воображение начинает рисовать избалованному ребенку множество желаемых объектов.
Он уже не ценит того, что у него есть, начинает завидовать сверстникам, у которых есть то, чего у него нет.
Как можно раньше ребенок должен понять, что деньги, которые родители приносят домой, получены за определенный труд. Человеку с малых лет вфжно познать трудовую цену материальных благ. И по мере сил содействовать улучшению материальной обеспеченности семьи: отказываться от покупок того, без чего он может обойтись, беречь свои вещи. А когда станет постарше, вносить свой трудовой вклад в благосостояние семьи. Стал оплачиваться производительный труд детей, появились кооперативы школьников, дети вместе с родителями участвуют в работе на основах семейного подряда. Одним словом, у подростков н старшеклассников появилась возможность своим трудом заработать деньги на модную одежду н другие престижные вещи. Это помогает предупредить появление у детей иждивенческих настроений, представления, что можно получить все желаемое за счет других людей — в данном случае родителей. Важно, чтобы часть своего трудового заработка, а при необходимости и всю сумму подросток использовал для улучшения материального положения семьи.

Подробнее

Семья.)

Словарь семейного воспитания

» Центр Начало
Адрес: ул. Некрасова д.2Телефон: 8-910-224-83-74Время работы: с 8.00 до 21.00

» Дейл Карнеги - отец забывает
Слушай, сынок: говорю это, когда ты спишь, положив свою лапку под щеку. Светлые кудряшки прилипли к твоему влажному лобику. Я прокрался в твою комнату один. Несколько минут тому назад, когда я читал в ...

» Младенческий возраст
«Проблему нельзя решить на том уровне сознания, на котором она возникла».(Альберт Эйнштейн)• Режим сна• Вскармливание грудью• Правильное питание кормящей матери• Гигиена ребенка&bu ...